Бизнес-план продуктового магазина

Некоторые аналитики сулят розничному рынку скорый конец, другие же, наоборот, предсказывают его светлое будущее. В наши дни существует множество способов инвестирования финансовых средств в данный сектор рынка. У розничного рынка нет границ, его невозможно насытить полностью.

Вывод:

  1. В России продовольственный рынок развит слабо и это место пока что пустует. Именно по этой причине в скором времени возможен захват рынка крупными гипермаркетами.
  2. Из-за достаточно сильных различий экономического и этнического плана в каждом регионе нашей страны, по этой причине нет возможности сделать определенный прогноз развития в стране.
  3. Как показал европейский опыт, ни в одной стране мира не было подавленно и половины маленьких магазинов крупными торговыми сетями, поэтому у инвестора всегда есть простор для выбора.

При среднем уровне прибыльности, рентабельность продуктового магазина составляет примерно двадцать пять процентов. Перед начинающим хозяином продуктового магазина встает сложный выбор, он может присоединиться к одной из крупных торговых сетей, либо начать свой собственный маленький бизнес.

Производственный план

  1. Режим работы продуктового магазина. Рабочее время магазина с 9:00 до 22:00.
  2. Для привлечения большего числа покупателей будет использоваться наружное рекламное оформление: крупная вывеска, красочные витрины и гирлянды.
  3. Ассортимент товаров магазина будет удовлетворять потребности людей с различным уровнем доходов.
  4. Персонал магазина будет также выступать в роли консультантов, чтобы оказывать покупателям всю необходимую помощь при выборе необходимого товара.
  5. Будет присутствовать возможность оплаты купленного товара банковскими пластиковыми картами.

Торговые форматы и их классификация

Здесь предложена простая и удобная классификация торговых форматов магазинов, работающих на продовольственном рынке, придумана она была итальянцами:

  1. Самым крупным из всех торговых форматов считается суперстор. На территории стран бывшего СССР его так же называют «гипермаркет», площадь этого гигантского магазина может занимать порядка пятнадцати тысяч квадратных метров. Но в подобных магазинах продовольственный отдел, как правило, занимает меньше половины всей площади.
  2. Вторым форматом является гипермаркет. Самый явный и известный пример – сеть гипермаркетов «Ашан». Для гипермаркетов характерны: большая площадь пять-десять тысяч квадратных метров. Продовольственному отделу тут уделяется около половины всего торгового зала, остальное место занимают мелкие магазинчики, торгующие сопутствующими товарами.
  3. Третий формат – «супермаркеты», так называют городские магазины, которые располагаются на оживленных трассах и в оживленных густонаселенных кварталах, рядом со станциями метрополитена. Лучше всего располагать их там, где  выручка будет максимальной. Площадь магазинов этого формата редко превышает две тысячи квадратных метров.
  4. Четвертый формат – «гастроном». Основную часть этого небольшого магазинчика занимают скоропортящиеся продукты питания и товары повседневного спроса, к ним относится бытовая химия и товары для кухни. Как правило, цены в таких магазинах редко бывают высокими, но здесь все зависит от ценовой политики магазина, места его расположения и других факторов.
  5. Пятый формат – это так называемый «дискаунтер». Чаще всего их переводят как «дешевые», такие магазины отличаются низкими ценами и специфичной организацией бизнес-процессов, а располагаются, как правило, за чертой города.
  6. Шестой формат мало распространен в нашей стране и имеет большую популярность на Западе и в Западной Европе. Это небольшие лавочки, которые специализируются только на каком-то одном виде товара. Например, мясная или хлебобулочная лавка. Их площадь не превышает шестидесяти-девятисот квадратных метров.

Поиск подходящей территории

Выбор подходящего вам месторасположения не будет очень сложным, просто необходимо, чтобы мимо магазина проходило как можно большее число человек. Присмотритесь к территориям расположенным рядом с автобусными остановками, оживленными трассами и жилым комплексам. Кроме того, удостоверьтесь, что торговая точка достаточно заметна, внутренние помещения удобны и присутствует парковка.

Перед тем как принять окончательное решение, проводится маркетинговое исследование. Если в выбранном районе присутствует высокая конкуренция, на каждом шагу стоят крупные сетевые магазины, то есть смысл обратиться за помощью в консалтинговое агентство.  Там можно получить информацию о том, какая ниша еще не занята, на чем лучше специализироваться и каких клиентов вы можете привлечь. Кроме того, специалисты расскажут, какой лучше приобрести ассортимент и разработают концепцию маркетинга и продвижения продукции. Вам помогут найти подходящее вам торговое оборудование, так как именно это является самой распространенной ошибкой начинающих предпринимателей. Консалтинговое агентство поможет с решением многих проблем и задач, оно проведет все необходимые исследования и даст вам очень ценные рекомендации. Разумеется, их услуги не из дешевых, и стоят порядка трех-четырех тысяч долларов. Но их помощь будет неоценимо полезна начинающему предпринимателю.

Потребителей продукции вашего магазина можно разделить на три категории:

  1. Первая группа – люди, делающие покупки для их немедленного потребления. Они делают небольшие покупки каждый день или два.
  2. Вторая группа – люди, покупающие продукты питания сразу на неделю. Они в отличие от первых покупают достаточно много продуктов, но заходят в магазины не чаще чем раз в неделю или даже две, мелкие и скоропортящиеся продукты, вроде хлеба и молока покупаются в маленьких магазинчиках.
  3. Третья группа – в эту группу входят люди, которые делают покупки в самом ближайшем к ним магазине и те, кто не имеет автомобиля. К ним же относятся и пенсионеры и очень занятые люди, у которых нет времени для поездок в большие супермаркеты для покупки продуктов.

Какая группа будет преобладать в магазине, напрямую зависит от его специализации и ценовой политики, хозяин магазина сам определяет, на какую из трех групп покупателей он будет ориентироваться. Ассортимент магазина формируется на основе данных о самых популярных товарах.

Формирование ассортимента и ценовая политика

Вторым этапом является продумывание ценовой политики и формирования ассортимента магазина. Для этого необходимо активно заниматься исследованием спроса на те, или иные виды товаров, а также стараться прогнозировать их оборот. Можно сразу же определить, что раскупают быстрее: хлебобулочные изделия, молочную продукцию и мясные продукты. С одной стороны, магазин должен повторять определенный ассортимент магазинов конкурента, а с другой стороны, должен дополнять его, чтобы покупатель не чувствовал себя ущемленным и мог найти нужный ему товар именно в этом магазине.

Крайне желательно делать акцент именно на виды товаров, которых нет в ассортименте конкурентов. Например: если магазин конкурента не продает рыбу, то нужно делать акцент на рыбу и тому подобное. Покупателям очень нравятся экзотические виды товаров, свежая выпечка, услуга нарезки и упаковки купленных товаров и прочее. Чаще всего, для удовлетворения нужд покупателя необходимо иметь не более трех различных видов товаров их одной ценовой категории.

Описание процесса оказания услуг

  1. Современное высокотехнологичное оборудование, которое обеспечит наилучшую выкладку товара, освещенность и хранение.
  2. Удобный режим работы, с девяти до одиннадцати часов.
  3. Особенный подход к процессу организации торговли, продавцы-консультанты, которые будут находиться непосредственно в зале, сделают все, чтобы покупатель выбрал услуги именно нашего магазина. Последние исследования показали, что отсутствие полной информации о том или ином продукте является весомой причиной для отказа от покупки.
  4. Специально для покупателей будут разработана стимулирующая система скидок, чтобы как можно дольше поддерживать их интерес к продукции и услугам магазина.
  5. Товары, находящиеся в торговом зале будут расположены таким образом, чтобы максимально оптимизировать движение покупателей по торговому залу, чтобы посещение нашего магазина не было скучным и утомительным.
  6. Каждая товарная группа будет расположена таким образом, чтобы покупатели с различным уровнем доходов смогли найти и приобрести товар, который необходим именно им.
  7. Несколько торговых групп будут находиться за прилавком из-за их специфической продажи. Это решение никак не отразится на покупателях, так как они всегда смогут приобрести эти товары на самой кассе.

Наша компания намеревается уделить особое внимание тем потребительским группам, которые расходуют не менее пятидесяти процентов ежемесячного дохода на приобретение продуктов питания. Именно эти покупатели создают особое значение стоимости на основные продовольственные продукты. Магазин будет предлагать минимально возможные цены на товары, именно это станет основным фактором стимулирования покупателей.

Соотношение возрастного состава посетителей универсама и частоты посещений.

Частота посещенийВозраст
До 18 19-30 31-45 46-60 >60
Ежедневно0.10.3000
 3 в неделю0.70.60.200
1 в неделю1.72.51.30.30.1
3 в месяц1.01.61.10.30.3
1 в месяц3.56.73.11.30.9
1 в полугодие2.35.98.33.41.3
Реже5.45.913.612.214.1
ИТОГО14.723.527.617.516.7

Согласно исследованиям, основным покупателем магазина станут покупатели в возрасте от девятнадцати до сорока пяти лет. Это можно объяснить тем, что основными покупателями являются работающие люди, которые направляются на работу или наоборот возвращающиеся домой. Магазин, как правило, не является конечной целью их поездки или похода. По мнению многих авторитетных аналитиков, данная ситуация не претерпит никаких серьезных изменений в ближайшие несколько лет.

План объемов продаж продуктов питания и связанных с ними услуг

На основе анализа результатов продаж в других продуктовых магазинах, наша компания делает следующий прогноз по объему продаж:

Товары и товарные группы Планируемый номинальный объем продаж в  месяц. (рублей)
Мясо и птица 47752
Колбасные изделия и копчености 175090
Рыба 151214
Масло животное 63669
Масло растительное 47752
Маргариновая продукция 95504
Молоко  и молочная продукция 401911
Сыр 103462
Консервы мясные 3979
Консервы рыбные 31835
Консервы овощные 35814
Консервы фруктово-ягодные 27855
Яйца 39793
Сахар 19897
Кондитерские изделия 1094312
Варенье, джем 4500
Чай 107442
Соль 7959
Мука 15917
Хлеб и хлебобулочные изделия 338242
Крупа и бобовые 31835
Макаронные изделия 19897
Овощи 23876
Фрукты 51731
Вино-водочные изделия 517311
Безалкогольные напитки 194987
Мороженое 67648
Прочие продовольственные товары 11938
Всего продовольственных товаров 3733122
Галантерея 23876
Бакалея 23876
Прочие непродовольственные товары 206925
Всего Номинальная выручка 3987797

Маркетинговая стратегия

Наша компания намеревается создавать свою маркетинговую стратегию с учетом данных целей:

  1. Стабилизация уровня продаж.
  2. Выход на номинальный объем продаж через три месяца с момента открытия продуктового магазина.
  3. Реализация планов по расширению и поддержке ассортимента. Налаживание отношений с новыми поставщиками.

Финансовый раздел

Все суммы убытков и прибыли напрямую зависят от конкретного региона и могут достаточно сильно различаться.

Расходы, которые необходимы для открытия продуктового магазина площадью сто квадратных метров:

  • Расходы на рекламу – двадцать тысяч рублей;
  • Покупка необходимого оборудования – шестьсот тысяч рублей;
  • Арендная плата помещения – сто тысяч рублей;
  • Оформление и ремонт помещения – сто пятьдесят тысяч рублей;
  • Закупка начального ассортимента – один миллион рублей;
  • Оплата коммунальных услуг – тридцать пять тысяч рублей;
  • Расходы на зарплату персонала – девяносто тысяч рублей;

Таким образом, для открытия продуктового магазина необходимо иметь капитал размером около двух миллионов рублей. Ежемесячная прибыль может достигать трехсот-четырехсот тысяч рублей. Данный бизнес полностью окупит себя в среднем за десять-двенадцать месяцев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: